В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает особое, значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, танец всегда отражал традиции, нравы, жизненный уклад народа. В настоящее время танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. Он раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармоничного взаимодействия с ним. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец — искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Изучение хореографии – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка. Оно берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие, готовит детей и помогает им адаптироваться в современных условиях жизни. Музыка, используемая на уроках по хореографии, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.
Учитывая требования современного дополнительного образования, и было создано в 2003 г. хореографическое отделение Детской школы искусств №1 в г. Каменск-Уральский. За этот промежуток времени преподавателями хореографического отделения, Администрацией школы, Управлением культуры и Начальником культуры Гаргулем Юрием Николаевичем, было многое сделано для развития и пропаганды хореографического искусства в городе. Благодаря этому хореографическое отделение успешно развивается и является неотъемлемой частью непрерывного образования в области хореографии. Выпускники школы имеют возможность продолжить обучение искусству танца в колледжах искусства и культуры и высших учебных заведениях.
В школе работает сильный преподавательский состав. Все преподаватели имеют специальное образование по хореографии. Большинство из них имеют большой стаж работы с детьми и подростками. Педагоги школы награждены грамотами, дипломами, имеют благодарственные письма от Управления культуры, Главы и Администрации города, Министерства культуры Свердловской области.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ:
Комплексная программа хореографического отделения детской школы искусств реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
Все идеи, принципы, формы и методы, работы направлены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Стратегической целью и результатом работы хореографического отделения школы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
В области воспитания:
В области физической подготовки:
Обучение осуществляется по Государственным и адаптированным авторским программам.
В программах использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики. Программы составлены с учетом возрастных возможностей и особенностей обучающихся.
Изучаемые дисциплины:
На базе хореографического отделения ДШИ №1 образован хореографический ансамбль «Родники».
Коллектив созданнный в 2004 году, является активным участником концертной и конкурсной деятельности Свердловской области, города и школы. В коллективе существуют 3 возрастные группы: младшая, средняя и старшая группа. Ансамбль «Родники» является лауреатами и дипломантами Областных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов.
21 июля 2021 года в Министерстве культуры Свердловской области хореографическому ансамблю «Родники» присвоили почетное звание "Образцовый" Приказ подписан министром культуры Свердловской области Светланой Николаевной Учайкиной.
Фортепианный отдел – ровесник школы и занимает одно из центральных мест в ее структуре.
Издавна фортепиано пользуется большой популярностью и любовью в России, авторитет русской пианистической школы общепризнан во всём мире.
СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
Главными целями и задачами преподавателей в обучении детей являются: духовно-нравственное воспитание и воспитание активного потребителя музыкальной культуры, грамотного пользователя музыкальной литературы, умение заниматься просветительской деятельностью и применять свои умения и навыки в досуговой и концертной деятельности.
Преподаватели используют в своей работе новейшие методические рекомендации и современные технические средства, аудио и видео материалы, постоянно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации в УГК им. Мусоргского и в УМК г. Екатеринбурга, пользуются методической помощью и консультациями методистов СМУ им. Чайковского г. Екатеринбурга.
Учащиеся отдела, кроме обучения игре на фортепиано, имеют возможность дополнительно по предметам по выбору заниматься ансамблем, аккомпанементом.
Наши пианисты являются участниками Областных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов. Юные пианисты отдела не раз становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов и фестивалей.
На отделении проходят, ставшие традиционными, конкурс учащихся отделения «Фортепианные миниатюры», а также ежегодный отчетный концерт «Новогодний серпантин». Учащиеся — активные участники концертов для воспитанников детских садов, младших школьников, школьных и городских тематических мероприятий.
За годы существования отдела 13 учеников продолжили свое образование в профессиональных учебных заведениях следующего звена.
Занятия на фортепиано повышают самооценку, развивают инициативу, чувство ответственности за свое поведение, развивает внимание и умение концентрироваться, умение беречь время и быть организованным, учат определять цели и добиваться их выполнения, решать проблемы и не теряться в незнакомой ситуации.
У дошкольников с помощью обучения на фортепиано развиваются мелкие мышечные движения (необходимые при письме), умение различать между «левым» и «правым» (чтение, письмо, ориентация на местности), развитие внимания (чтение, письмо, математика), развитие слухового внимания, восприятия, развитие координации, умение упорядочивать знаки и цифры (чтение, письмо, математика).
Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы ребенок стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Приходите в музыкальную школу, введите ребенка в мир Музыки.
Попова Л.А. Демчик Л.Д.
СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
«Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» В. Сухомлинский.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей, с ее помощью развивается воображение и фантазия, пространственное мышление, раскрывается творческий потенциал личности, формируется эстетическая культура ребёнка. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Посещая наши занятия, дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Наша программа ориентирована на то, чтоб воспитанники приобретали определённые знания, а также основополагающие практические умения и навыки в изобразительном искусстве. Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъему общей музыкальной культуры обучащихся. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, на развитие интересов самого учащегося.
Эффективным способом музыкального развития детей является пение в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух.
Школа искусств №1 была открыта в 1981 году. Отдел народных и струнных инструментов в Детской школе искусств существует с 1983 года.
Состав преподавателей:
В нашей школе успешно существует отделение раннего эстетического развития детей 3-6 лет. В этом возрасте все дети интуитивно тянутся к музыке, любят петь, играть в музыкальные игры, с удовольствием танцуют и рисуют. Задача преподавателей – раскрыть и развить творческие способности каждого малыша, научить выражать себя в различной творческой деятельности. Разнообразные формы работы не дают детям скучать. В общении с детьми главным является игровой метод обучения, только игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение и фантазию.
СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
Есть отделения большие и маленькие,
а наше – особенное – теоретическое!
Это частичка нашей школы, где царит Волшебница Музыка!
«Душа без музыки грустит, в простор волшебный не летит».
СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
Волшебная музыка звучит у нас на уроках. В этом нам помогают знания. Человек, обладающий знаниями, настоящий волшебник, он помогает нам делать настоящие чудеса!!!
Кредо теоретического отделения - внимательное и чуткое отношение к каждому обучающемуся, увлечённость творчеством, любовь к музыке.
Цель нашей работы - выявление и развитие способностей каждого обучающегося, индивидуальное личностное развитие ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни. Совместное творчество и установка на успех!
Именно эти слагаемые влияют на создание творческой атмосферы на уроках теоретических дисциплин
Музыка – одно из удивительных проявлений человеческого гения, важная и ценная часть нашей жизни. Как «волшебный ключик», теоретические предметы помогают ребёнку войти в удивительный и увлекательный мир музыкального искусства. Учат понимать, ценить и любить прекрасное не только в музыке, но и в окружающем нас мире.
Предметы теоретического цикла, которые преподаются на отделении, чрезвычайно разнообразны и уникальны:
Solfeggio - от названия нот "соль" и "фа" - многозначный музыкальный термин.
Сольфеджио - учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и памяти.
Сольфеджио включает в себя пение по нотам (сольфеджирование или сольмизацию), музыкальный диктант и анализ на слух интервалов и аккордов.Систематические занятия сольфеджио воспитывают чувство лада, ритма, развивают музыкальную память.
Музыкальная литература - один из самых увлекательных предметов, обязательных для изучения в школе искусств. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы (Слушания музыки) развивают эрудицию, кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).
Каждый из предметов развивает в учениках различные грани его способностей. Вся учебная деятельность детей на теоретических дисциплинах направлена на интеллектуальное развитие, на формирование творческого мышления. В дальнейшем приобретённые знания и навыки дети смогут перенести на работу в любой сфере деятельности. В этом проявляется степень развития творческого потенциала ребёнка, его способности к активной, самостоятельной творческой деятельности.
Успешность освоения данных дисциплин зависит от качества преподавания, которое в свою очередь, складывается из двух составляющих: педагогического мастерства и методических умений преподавателя. Центральным же объектом педагогических устремлений является многогранная личность ребёнка.
Изучение музыкально-теоретических дисциплин является неотъемлемой частью полноценного образования музыканта. О высоком достоинстве пения, его благотворном влиянии на человека говорят музыканты, врачи, философы всех времен и народов. По их согласному мнению, искусство хорового и сольного пения расширяет круг познаний, открывает новый мир - обширный, прекрасный, мечтательный, радостный, а порой и грустный. Занятия пением развивают вкус к прекрасному, облагораживают и утончают чувства учащихся. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности.
Репертуар наших коллективов очень разнообразен. Это - народные песни, песни патриотического характера, духовные произведения, классика (русская и зарубежная), современные произведения разных народов, а также русских и зарубежных композиторов.
Новое направление этого отдела - народное пение. Руководит им Наумова Е. Г.. Под ее руководством в нашей школе появился фольклорный ансамбль учащихся.